Любители роглайков с первых же секунд распознают в Cult of the Lamb духовного наследника The Binding of Isaac. И совсем не ошибутся — у двух игр чертовски много общего, от библейских отсылок в названиях до необходимости ковыряться в какашках, молясь найти там полезные предметы. При этом «агнец» от Devolver Digital стал чем-то большим, чем очередным рогаликом с процедурной генерацией подземелий, пытающимся хайпануть на протухшем успехе «Айзека». Это игра, которая потребует создать культ имени себя, чтобы вырастить из жалкого барана настоящее божество.
Ягненок, он же агнец — персонаж пророчества, который должен уничтожить четырех богов Старой Веры. Боги-староверы не очень-то рады этой перспективе, поэтому принимают решение уничтожить всех блеющих парнокопытных, до которых смогли дотянуться. Последний из уцелевших ягнят оказывается тем самым мессией, которому суждено исполнить предначертанное.
Начинается игра с того, что мы своими же руками ведем ягненка к ритуальному месту казни. С заплетающимися ногами будущий бог волочится на плаху, где верный староверам палач опустит топор на его хрупкую шею. Однако среди богов, которые также известны как епископы, был пятый. Он преисполнился своей значимостью, возгордился и в итоге был пленен и унижен остальной четверкой. Пятый бог известен как Тот-кто-ждет — это самый что ни на есть дьявол, Сатана, который возрождает ягненка. Разумеется, в обмен на согласие агнца служить ему до самой смерти.
На самом деле, местный шайтан — что-то вроде трехглазого кота с манией величия
Слабый и хилый персонаж, подобно Айзеку, на наших глазах перевоплощается в монстра и просыпается уже машиной смерти с одной целью: истребить епископов с их одиозной паствой. Каждый из боссов олицетворяет собой цепь, удерживающую Того-кто-ждет в астральном мире. Задача для нашего возмужавшего героя проста — убить четырех богов и выпустить пятого на свободу, чтобы он перекроил мир по своему разумению.
Вступительная секция игры создает не до конца корректное впечатление, что Cult of the Lamb попросту копирует The Binding of Isaac со всеми ее атрибутами: двуличными торговцами, мухами, омерзительными червями и прочими созданиями, которые под руководством староверов приобрели омерзительные образы. Управление под стать классике от Эдмунда Макмиллена — у нас есть основное оружие и вспомогательное заклинание, так называемое проклятье, перезаряжать которое можно с помощью убийства врагов и сбора их жизненной эссенции.
Локация, которая состоит из кучи говна. Вам еще нужны подтверждения родства с «Айзеком»?
Чем дальше мы углубляемся в процедурно-генерируемые лабиринты, тем сложнее и запутаннее станут забеги. Если в начале мы разбираемся с приключением за десять минут, то более поздние путешествия требуют от получаса и больше. А между забегами Cult of the Lamb показывает нечто новое: симулятор создания собственного культа, в котором Ягненку на одной довольно компактной локации требуется построить общину животных, готовых каждый день поклоняться ему. Последователи генерируют «преданность» — ресурс, позволяющий открывать новые постройки на базе и умения для боевых забегов.
Начинаем мы с откровенно засранной локации, на которой придется вручную заниматься уборками и раскопками. Следующий шаг — индоктринация первых послушников, каждого из которых мы можем переименовать и выбрать для него уникальный образ. Даже мини-ктулху есть, но для тех, кто оформил предзаказ.
Община мирно спит под покровом ночи. Ягненок убивает ночных пауков и собирает из них мясные хрящики
Фактически разработчики из Massive Monster взяли две успешные идеи в виде The Binding of Isaac и Honey, I Joined a Cult от Team17, замиксовали их в одну и сделали обе части взаимозависимыми. Жизнь общины культистов не останавливается ни на минуту — они нуждаются в еде, крыше над головой, уходе и внимании нашей персоны. Во время каждого забега по данжам у послушников резво копятся проблемы, которые мы не в состоянии решить дистанционно, поэтому жители общины могут, например, заболеть. Или даже взбунтоваться против нашего учения.
В первом случае необходимо отправить последователя в лазарет или кроватку для восстановления сил, во втором — придется или прибить бунтаря на месте, или отправить в тюрьму на перевоспитание. Но самые умные лидеры культа приносят неугодных баранов в жертву, чтобы получить за них дополнительные бонусы. Впрочем, если требуется срочное решение, то не обязательно отправляться в храм для ритуала. Куда проще дождаться ночи, когда все спят, и прирезать жертву втихаря, чтобы никто из остальных овечек не взбеленился — а ведь они очень чутко реагируют на братоубийство!
Большинство персонажей получились яркими, самобытными и по-своему диковатыми
Забеги по данжам позволяют собрать ресурсы для крафтинга новых построек, а также создания из базовых материалов более продвинутых типа досок или золотых слитков. Мирный менеджмент культа позволяет открывать новые проклятия и инструменты для убийства староверов. Но самое приятное — ритуалы, позволяющие сделать Ягненка и его паству сильнее. В меню есть и жертвоприношения с поеданием сил убитого, и ритуал сбора денег в наши карманы, и бракосочетание с любым понравившимся фанатиком. У любого действия в игре есть две стороны: каждый раз, когда игрок открывает новую доктрину, он выбирает между светлой и темной стороной. К примеру, можно назначить кого-то из зверей сборщиком налогов, и он будет выбивать из остальных деньги. А можно объявить ритуал, когда мы будем дарить деньги последователям и укреплять их веру. Точно так же Ягненок вправе или объявлять пиры, или объявлять трехдневные голодовки, когда истинные веруны должны обходить еду стороной.
Почти все наши последователи стареют, а затем умирают. Старички трудятся хуже, медленно шагают, а если во время забега спастись от смерти, пожертвовав кем-то из «дедов», то восстановится куда меньше здоровья. И даже с трупами можно поступать по-разному: закапывать в землю с именной табличкой, перерабатывать в компост или резать на куски, чтобы потом перепродать это мясо по хорошей цене или приготовить из него еду для последователей. С едой вообще отдельная хохма — тут ее много, и есть отдельные блюда из останков животных, последователей или даже какашек. Один из самых частых квестов связан с копрофилией — послушник просит приготовить ему тарелку говна, а после поедания благодарит и укрепляется в своей вере. Метафорично.
Ловись рыбка большая и дорогая. А лучше — сразу кальмары!
В начале игры нас активно душат личным участием в каждом чихе. На практике это означает тонну микроменеджмента — за каждым последователем надо убирать кучи какашек, за каждым цветочком на грядке надо пристально следить, чтобы птицы не склевали зерна, к каждому персонажу надо подходить с подарками и благословениями. По мере развития инфраструктуры появятся туалеты, фермерские наборы, вышки с ретрансляторами божественного голоса Ягненка, и так далее. Автоматизация позволит сосредоточиться только на важных вопросах, но все же полностью автономным поселение не станет. У меня была ситуация, когда два персонажа скончались из-за преклонного возраста, их трупы некому было убрать, но из-за разлагающихся в центре коммуны тел больше половины последователей заблевали все вокруг, заболели и приобрели негативные черты характера.
Cult of the Lamb выпустили в обход раннего доступа и сразу же заготовили много контента — здесь широкий выбор самых разных ритуальных кинжалов, молотов, заклинаний, монстров и даже одеяний в виде шерсти для нашего Ягненка, каждое из которых дает уникальные эффекты типа накапливания бонусного урона при условии, что не получаешь урон сам. На каждого из пяти богов предусмотрено по одному уникальному тематическому биому. Плюс имеется пять дополнительных локаций для сбора ресурсов, есть мини-игры типа рыбалки или партеек в костяшки с необычными правилами: надо заполнить девять клеток комбинациями из костей, мешая оппоненту сделать то же самое. Благодаря обилию задач и сторонних активностей, Cult of the Lamb умудряется затянуть надолго — при том, что до финального босса можно добраться, наверное, часов за семь. У меня ушло в четыре раза больше, чтобы перевернуть каждый камень и собрать каждую ачивку — секретов тут очень много.
Сейчас мы этой жабе ка-а-а-ак врежем!
В игре присутствует динамическая смена дня и ночи, при этом часть событий доступна только ночью: например, связаться с демоном-лисом, который охотно принимает жертвы из числа нашей паствы. В очередной раз вспоминаешь The Binding of Isaac, когда сталкиваешься с необходимостью собирать карты Таро, дающие улучшения на время каждого отдельного забега. Самые креативные карты связаны с получением бонусов в конкретное время суток: есть карты для дня и для ночи, и чтобы преуспеть, их необходимо грамотно комбинировать. А после убийства епископа посвященный ему биом становится сложнее — его вновь можно использовать для фарма ресурсов и поиска ненайденных чертежей с новыми постройками и последователями. За счет этого таймер проведенных в игре часов тикает и тикает, а инстинкт плюшкина-собирателя заставляет искать редкие чертежи типа секретных обликов для наших верунов.
К финалу истории Cult of the Lamb стоит подойти во всеоружии — Тот-кто-ждет захочет вернуть свою силу, принеся Ягненка в жертву. И игра без стеснения позволит выбрать, хотим ли мы этой самой жертвой стать. Это даже не спойлер: все епископы твердят о том, что Ягненок сам станет будущей жертвой после выполнения своей миссии, а одна из ачивок прямо указывает на возможность победы над местным Люцифером, который слишком много возомнил на свой счет. Да и в трейлере битву с трехглазым котом показывают почти не таясь.
Местные костяшки умеренно фановые, но до уровня какого-нибудь Гвинта не дотягивают
Massive Monster и Devolver Digital сделали один из лучших рогаликов за долгое время — красивый, сочно звучащий и разнообразно играющийся. Четыре уровня сложности, которые можно менять в любое время, позволяют настроить игру под себя и свои геймерские навыки. Животные необычайно милы, и создают яркий контраст между мрачной темой жертвоприношений, дьяволопоклонничеством и нашими фуррями, которых можно брать в жены. Даже не удивительно, что первое DLC посвящено новым обликам для паствы Ягненка. Авторы уже планируют контентную поддержку на месяцы вперед, обещая в скором времени показать роадмап и планы по выпуску бесплатных обнов.
Приятно становится и от того, что вдобавок ко всему Cult of the Lamb вышла полностью на русском языке — ну, в виде текстов, а озвучка тут своя уникальная, без привязки к каким-либо существующим языкам, если не считать таковым властные шепоты богов и блеяние нашего протеже.
13 минут геймплея Cult of the Lamb. Источник: IGN
Cult of the Lamb — шикарный рогалик с широким выбором возможностей поглумиться над своими подопечными. В этом смысле он похож на Two Point Hospital. Его немногочисленными слабостями является раздражающий микро-менеджмент, особенно в первые несколько часов развития общины, отсутствие «новой игры плюс» и дефицит эндгейм-контента, когда всех вроде бы убили, все собрали, а что дальше — неясно. Но все эти проблемы известны авторам. В первый же день в Cult of the Lamb играли свыше 60 тысяч человек, и эти люди дали «Девольверам» массу пищи для размышлений и улучшений. Перед нами явно та самая игра, которую будут развивать как минимум в ближайшие пару-тройку лет.